Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Наверх
Курс НБУ
USD/UAH
27.40000
EUR/UAH
29.95000
RUR/UAH
0.32000
BTC/UAH
6044.1834
 

Реформы в Госаудитслужбе: нужны «приглашенные специалисты» и фотоаппараты

Добавлено : Дата: в разделе: Блоги

Согласно данным госаудиоров, на одно проверенное украинское предприятие приходится 1 300 000 «потерянных» гривен

 

Среди 20 проектов правительственных нормативно-правовых актов, ожидающих принятия в самом ближайшем будущем и выставленных для общественного обсуждения на ресурсе Кабмина «Гражданское общество и власть» (http://civic.kmu.gov.ua/consult_mvc_kmu/consult/poll/projects), есть 2 постановления, подготовленные Государственной аудиторской службой. 22-23 апреля закончится их обсуждение. А 28 апреля данное подразделение Кабмина отметит полтора года своей деятельности. Каковы итоги работы, проблемы и достижения ГАС за истекший период? 

 

Напомним, что раньше функции правительственного ревизора бюджетных потоков выполняла Фининспекция, которая постановлением Арсения Яценюка от 16 ноября 2015 года была реформирована в ГАС с сокращением сотрудников аппарата с 700 до 502 человек и увеличением вакансий для рядовых проверяющих (с 2507 до 2680), однако не факт, что все эти вакансии заполнены.

 

Один из проектов постановлений как раз свидетельствует, что службе не хватает собственных сотрудников, и она ищет возможности привлечения сторонних лиц к выполнению стоящих пред нею задач. Итак, начнем изучение реформенных преобразований в данном правительственном органе с тех моментов, которые, на взгляд руководства ГАС, оптимизируют либо повысят эффективность работы данной структуры. На обсуждение вынесены:

 

1. Проект постанови Кабміну «Про внесення змін у Додаток до постанови Кабінету Міністрів України від 25 червня 2014 р. № 214».

2. Проект постанови Кабміну «Про внесення змін до Порядку проведення інспектування Державною аудиторською службою, її міжрегіональними територіальними органами».

 

В настоящее Гоаудитслужба проводит 4 вида аудита, а именно:

 

-- аудит выполнения бюджетных программ;

 

-- аудит деятельности субъектов хозяйствования;

 

-- аудит исполнения местных бюджетов;

 

-- аудит отдельных хозяйственных операций.

 

Первый проект постановления касается четвертого вида – «операционного госаудита». Его проводят у крупнейших государственных субъектов хозяйствования -- включает проведение мониторинга хозяйственных операций, связанных с приобретением товаров (услуг), стоимость которых превышает 100 тыс. грн, а также работ стоимостью свыше 1 млн. грн.

 

Такому мониторингу также подлежат платежные поручения для проведения банковских расчетов на суммы свыше 100 тыс. грн и свыше 1 млн. грн соответственно, причем за 3 рабочих дня до их подписания руководитель предприятия должен подать их государственному аудитору. Аудитор вправе отказаться от их согласования в случае выявления признаков нарушений или рисков.

 

Перечень субъектов хозяйствования, на которых осуществляется операционный аудит, потребовал изменений в связи с реорганизацией и ликвидацией некоторых предприятий. Из списка уберут 9 региональных предприятий железнодорожного транспорта, которые после преобразования «Укрзалізниці» в ПАО «Украинская железная дорога», утратили статус юридических лиц -- правопреемником всех их прав и обязанностей стало ПАО. Также ликвидировано госпредприятие «Дельта-лоцман» -- оно реорганизованного путем присоединения к госпредприятию «Администрация морских портов Украины». 1 марта этого года госкомпания «Укрпочта» также реорганизована в публичное акционерное общество.

 

Итак, количество субъектов хозяйствования, относительно которых осуществляется государственный финансовый аудит отдельных хозяйственных операций, сократилось до 28 (список таких «золотых» предприятий представлен здесь -- http://civic.kmu.gov.ua/consult_mvc_kmu/consult/old/show_bill/4741).

 

И поскольку «значительная часть особенно крупных субъектов хозяйствования государственного сектора экономики имеет в своей структуре обособленные подразделения без права юридического лица, расположенные в различных административно-территориальных единицах», появилась необходимость регламентировать механизм фиксирования результатов плановых выездных ревизий на такие подразделения.

 

Теперь выделим 3 основные новации, предусмотренные вторым проектом постановления Кабмина «О внесении изменений в Порядок проведения инспектирования Государственной аудиторской службой»:

 

1. Если нынешний Порядок допускал к работе в ревизионных комиссиях ГАС представителей органов государственного финконтроля, то теперь проверки можно будет осуществлять и с помощью «приглашенных специалистов».

 

2. Если сегодня документирование фактов, которые установлены во время проведения ревизий, предусмотрено только в бумажной форме путем составления актов, справок и т. д., то после принятия постановления откроется возможность предъявлять их на электронных носителях, заверяя электронными печатями... Еще одна новая норма обязывает предъявлять их в течение 2-х рабочих дней со дня получения требования.

 

3. В случаях установления ревизорами фактов, свидетельствующих о порче (уничтожении) материальных ценностей, их нехватке, о ненадлежащем исполнении строительных, ремонтных и других работ, а также в случаях недопущения к проведению ревизии, препятствования в ее проведении должностные лица ГАС или привлеченные специалисты смогут осуществлять соответствующую фото- и видеофиксацию и приобщать фото-видео-материалы к акту ревизии.

 

…В прошлом году Госаудитслужба, установив нарушения почти на 90% проверенных объектов числом 2,4 тыс., выявила более 2,6 млрд грн потерь ресурсов(данные из «Публичного отчета о деятельности ГАС Украины») -- в среднем на один проверенный объект контроля приходилось примерно 1,3 «потерянных» млн гривен.

 

Казалось бы, цифра кричащая -- и о бесхозяйственности, и о халатности, и об эпидемии финансовых махинаций в условиях «полувоенного» времени и социального разорения, но почему-то она не вызывает особенно бурной реакции у правоохранительных органов и антикоррупционных структур.

 

Дело, видать, привычное, житейское? В 2014-м такое «выявленное недополучение финансовых ресурсов» составило 3,1 млрд, в 2015 -- 0,8 млрд грн.

 

Впрочем, не стоит думать, что «потери ресурсов» всегда вызваны воровством, откатными и отмывочными махинациями. Например, согласно данным ГАС, за половину потерь ответственны «бюджеты всех уровней, бюджетные учреждениями, организации и предприятиями, которые утратили возможность получить причитающиеся им доходы в сумме почти 1,3 млрд грн». Это ж надо, какое беспечное у нас сформировалось отношение к доходам за 25 лет развития рыночных отношений.

 

И вторая существенная часть потерь (1,3 млрд грн) – это незаконные и не по целевому назначению проведенные расходы, недостачи материальных и финансовых ресурсов… Из них 780 млн «ушли в никуда» в ходе операций с бюджетными средствами. В ходе «операционного аудита» предупреждены незаконные расходы на 257 млн. В ходе «мониторинга закупок» отменено торгов на 3,8 млрд.

 

Наиболее распространенными финансовыми нарушениями, следствием которых стали потери ресурсов, являются:

 

-- реализация субъектами хозяйствования товаров, работ или услуг бесплатно или по заниженным ценам – госаудиторами насчитано 351 млн грн потерянных в прошлом году средств;

 

-- незаконные расходы вследствие оплаты завышенной стоимости выполненных работ, оказанных услуг, завышения количества или стоимости приобретенных товаров – 264 млн грн;

 

-- неначисление поступлений в общий и специальный бюджетные фонды -- 206 млн грн;

 

-- неначисление государственными и коммунальными предприятиями части прибыли в бюджет – 156 млн грн;

 

-- незаконные выплаты компенсаций, пособий, льгот, субсидий, пенсий, стипендий в завышенных размерах, и физлицам, которые не имели права на их получение или – более 148 млн грн;

 

-- нецелевые расходы – 140 млн грн;

 

-- списание средств без получения товаров, работ или

услуг – свыше 138 млн грн…

 

В правоохранительные органы в 2016 году передано свыше 1,4 тыс. ревизионных материалов, но по результатам рассмотрения материалов правоохранителями начато 669 (46,1%) досудебных расследований. За нарушение финансовой дисциплины к административной ответственности привлечено более 5,4 тыс. должностных лиц, которыми уплачено административных штрафов на общую сумму свыше 1,2 млн грн, к материальной ответственности – 771 человека, 134 клерка уволены с занимаемых должностей.

 

Единственное, что представляется малопонятным в этой картине, каковы же приблизительные объемы реальных бюджетных потерь? В 5, в 10 раз выше? Ведь согласно утверждению все той же Госаудитслужбы, прописанном в «Концепции реализации политики Украины в сфере реформирования системы государственного внутреннего финансового контроля на период до 2020 года», она ведет работу практически на голом энтузиазме: «более 70% децентрализованных подразделений внутреннего аудита не являются надежными и эффективными звеньями данной системы, а 12% органами государственной власти такая деятельность фактически не осуществляется».
0
Для добавления и просмотра комментариев войдите сначала на сайт с именем пользователя и паролем.

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.2%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.3%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 21%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.5%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.6%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%