Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Наверх
Курс НБУ
USD/UAH
27.40000
EUR/UAH
29.95000
RUR/UAH
0.32000
BTC/UAH
6044.1834
 

Остановит ли аудит уничтожение десятков тысяч украинцев?

Добавлено : Дата: в разделе: Блоги

Директор Института сердца Министерства здравоохранения Украины Борис Тодуров «торпедировал» руководство Минздрава в первый день нового года. Он оставил крайне резкий комментарий на Фейсбук-странице и.о. министра здравоохранения Ульяны Супрун, а когда она его удалила, разместил его на своей странице. После выступил с разъяснительным видеообращением.

Обвинив чиновников и лично Супрун в безответственности заявлений, непродуманности решений, авантюризме в стратегии развития, в сорванных закупках препаратов и изделий медицинского назначения для лечения больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, он, как говорится, рубанул с плеча:

«Я абсолютно ответственно заявляю (и могу это повторить в суде): ваша халатность забрала больше жизней украинцев, чем война за последние годы. Вы понимаете свою ответственность (в том числе и уголовную) за халатное отношение к своим обязанностям?»

В адрес руководителей Минздрава подобные обвинения звучали и ранее, но, пожалуй, впервые их публично (повысив обличительный градус до точки кипения), оглашает именитый врач, член-корреспондент Академии медицинских наук, руководитель ведущей клиники Украины – ранее это все же было уделом активистов различных пациентских организаций и околомедицинских политиков. Очевидно ситуация с финансированием клиники и обеспечением ее препаратами дошла до критического предела.

Основные претензии Тодурова касаются провала госпрограммы борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, предусматривавшей закупку стентов, клапанов, оксигенаторов, кардиостимутяторов и др.

«Министерство не провело закупку на 364 млн грн скоропомощных расходных материалов по программе лечения сердечно-сосудистых заболеваний, -- заявил он. -- Закупки не состоялись. Несмотря на, мягко говоря, неправдивый ответ Минздрава, что все тендеры проведены, могу сказать, что 80-90% тендеров точно не проведены. Миллиарды гривен не освоены. И это действительно стоит жизни многим тысячам людей. Это просто глумление над людьми.

Возьмем самый простой пример – стенты. Они не закуплены. Хотя в сентябре все документы для этого были готовы. Тендер на них объявлен только 28 декабря 2016 года. Когда мы их получим? В год случается 50 тысяч инфарктов. Смертность по разным областям -- от 16 до 20%. Умирает каждый шестой-седьмой. А если больных стентировать, то смертность снижается вчетверо. Скольким тысячам жизней стоила халатность нашего Минздрава?»

Сразу отметим высокую долю популизма в этом заявлении, ведь с таким же успехом вопросы о тысячах неспасенных жизней можно адресовать и руководству Института сердца и лично г-ну Тодурову. Относительно, например, граждан Украины, чьи заработки не превышают эквивалент в 100-200 долларов, которым по банальным финансовым причинам закрыт вход в Институт сердца и другие подобные клиники, где проводят дорогостоящие (от 40 до 90 тыс. грн) операции по установке тех же стентов. Или никому в конституционно гарантированном бесплатном лечении не было отказано? Тем более, подкрепленном суммой в 364 миллионов бюджетных средств, которая, исходя из логики  заявления Тодурова, исправно выплачивались на нужды кардиологических больных ранее?

Впрочем, о том, что пора прекращать обманываться бесплатной медициной и гарантиями Конституции на этот счет в начале прошлого года заявлял и Президент Украины. Поэтому об Институте сердца вернее было бы говорить все-таки, как о медицинском бизнесе, «подкрепленном» бюджетными вливаниями. Который без этих вливаний обречен.

Реакция команды Супрун на «демарш» Тодурова не заставила себя долго ждать: Минздрав уже опубликовал заявление, где поясняется, что «в период с декабря 2015 по ноябрь 2016 года для Института сердца было распределено медикаментов и медицинских изделий на общую сумму более 44 млн грн. По бюджету 2016-го для Института выделены средства в объеме 50 млн грн. при общей сумме для всех регионов Украины -- 357,2 млн грн. Тендеры по этому направлению уже объявлены. 12 декабря 2016-го был подписан окончательный договор с одной из международных организаций, ответственной за закупки по данному направлению. 28 декабря был объявлен первый тендер. В государственном бюджете на 2017 год для Института сердца предусмотрено 141,6 млн грн. на медикаменты».

Здесь важно понимать, что закупки лекарств и медикаментов за бюджетные средства в последние годы производятся с годичным запозданием. Их осуществляют три международные организации – передача закупочных полномочий от «насквозь коррумпированного» министерства зарубежным организациям (Программе развития ООН, Детскому фонду ООН (ЮНИСЕФ) и английской компании Crown Agents) состоялась в декабре 2015 года с передачей суммы, эквивалентной 2,1 млрд грн. Закупки за бюджетные деньги 2015 года велись весь 2016 год, а закупки за средства 2016 года только начинаются. Поэтому 50 млн грн (за 2016-й год) выделены Институту пока только на бумаге, и негодование Бориса Тодурова понятно.

Команда Супрун (а уроженка США Ульяна Супрун была назначена исполняющей обязанности министра здравоохранения 27 июля 2016 года по предложению Петра Порошенко) поясняет: «По состоянию на 25.07.2016 закупки за средства 2015 были осуществлены лишь на 50%, а по состоянию на 01.08.2016 для начала закупок-2016 почти не было проведено подготовительной работы». И старается утешить г-на Тодурова: «Закупки за государственные средства 2016 года по направлению "сердечно-сосудистые заболевания" впервые будут осуществляться через международную организацию, а не министерством. Это делается именно для того, чтобы вы получали медицинские средства наилучшего качества, в достаточном количестве и по справедливым ценам».

Но Тодуров обеспокоен и следующим (очень важным) моментом:

«Те закупки, которые были в 2015 году, мы получили только через год. Это закупки через Crown Agents, которую называют в МЗ международной организацией. На самом деле, это международная частная компания, которая производит закупки не напрямую, а через дистрибьюторов. Кстати, дистрибьюторов тоже обманули, обещав снять 20 НДС, но это так и не произошло.

А теперь посчитайте: несколько миллиардов гривен, 100% предоплата и поставка через год, плюс еще 7% эта компания берет за логистику и другие услуги. Кто спросил у налогоплательщиков, мы хотим таких закупок? И еще, если в банке год лежит миллиард, то… вам продолжать мою мысль или вы продолжите рассказывать, что в МЗ нет коррупции».

Итак, Борис Тодуров – первый руководитель крупной клиники Украины, берущий на себя смелость публично заподозрить в коррупциогенности международные закупочные организации. Одну из них. К слову, критика в адрес «ушлых англичан» звучала на протяжении прошлого года и из других экспертно-медицинских площадок, и порой создается впечатление, что Crown Agents помимо основной деятельности призвана выполнять роль этакого «плохиша», на фоне которой «нечастные» структуры ООН выглядят отличниками по умолчанию. Но ведь претензии Тодурова насчет процентов за проделанную работу (а это миллионы гривен, уходящих из бюджета за рубеж) и затягиванием закупок можно в равной мере отнести и к ним.

И если в Украине к структурам ООН относятся с повышенным пиететом, то, например, в США, которые вносят наибольший вклад в бюджет ООН (5,4 млрд долл, 22% от общего бюджета), мнения насчет работы этой организации неоднозначны. Как известно, американский президент Дональд Трамп неоднократно критиковал эффективность ООН, заявляя, что организация мало что делает для решения глобальных проблем. «ООН имеет такой огромный потенциал и не использует его», – заявил Трамп на прошлой неделе, а позже написал в Твиттере, что «сейчас это просто клуб для людей, которые собираются вместе, чтобы пообщаться и хорошо провести время...»

Между тем, вопросы к международным закупкам препаратов за средства украинских налогоплательщиков только накапливаются. Вынесем пока лишь два – относительно качества и бюджетной эффективности закупок – выраженные в оценках авторитетных специалистов.

1. Сведения о том, что Украина становится «утилизатором» препаратов и вакцин низкого качества, обсуждаются уже на европейских площадках.

На крупнейшем фармакологическом форуме  CPhI Worldwide 2016 в Барселоне представитель Голландии Джон Лисман раскритиковал внедренный в Украине механизм, по которому международные организации поставляют лекарства без предварительной полноценной проверки соответствующими национальными органами: «Я не могу понять, как международные организации могли допустить, что лекарства, которые они поставляют, не проходят национальной процедуры регистрации?

Если Украина хочет сформировать соответствующую европейским требованиям нормативную базу в сфере лекарственных средств, она не может принимать лекарства из Канады или США или откуда угодно без их тщательной проверки, — подчеркнул он. — Также я видел, что есть препараты, которые остаются под патентами в Украине, но не в странах ЕС. Не понимаю, как это возможно. Почему в Украине патенты заканчиваются позже, чем в других странах? Это не приемлемо. Подобная ситуация в ЕС могла бы стать предметом расследования Европейской комиссии».

2. Результаты экономии государственных средств благодаря международным закупкам препаратов подтасовываются и фальсифицируются

Об этом, например, заявила главный внештатный специалист министерства здравоохранения по специальности «Инфекционные болезни» Ольга Голубовская.

«Наконец-то рабочая группа Минздрава поняла, каким это странным способом ПРООН «сэкономила» нам 110 тыс. долл. на закупках препаратов от гепатитов.

Выяснилось: международная организация подсчитала, что выделенных денег не хватает на заказанные препараты... самостоятельно снизила квоту на 22%. Соответственно, регионы и получили меньше препаратов. И это, оказывается, экономия!

То есть, например, вас посылают в аптеку со списком жизненно необходимых лекарств для всех членов семьи стоимостью в 1 тыс. грн, вы покупаете меньше препаратов за 800 грн, считая остальные экономией, возвращаетесь домой и ехидно спрашиваете: «Что бы вам еще купить?»

Сегодня члены рабочей группы вместе с представителем ПРООН согласились с тем, что это не «экономия», а просто «остаток» средств, полученных в результате искусственно заниженной потребности, которое необходимо потратить, закупив все заказанные регионами лекарства.

Сразу скажу: ничего криминального в этом нет, денег не хватало, снизили квоту... Но не надо вводить в заблуждение всех, включая руководство разных уровней, в отношении каких-либо сбережений... Я уже не говорю о том, что можно было бы посоветоваться с экспертами, на чем точно экономить»... Но у них там, видимо, свои эксперты», -- подчеркнула О. Голубовская.

Но несмотря на эти и другие скандалы, Минздрав Украины продолжает сотрудничество с международными организациями в сфере государственных закупок лекарств и медицинских изделий за средства госбюджета Украины. В 2016 году ПРООН, ЮНИСЕФ и Crown Agents взяли на себя обязательства поставить средства в рамках соответствующих бюджетных программ по 37 направлениям на сумму более 3 млрд грн. А на закупку лекарств и медизделий-2017 выделено уже 5,9 млрд грн, что на 2 млрд больше чем в текущем году. Однако когда еще приступят к закупкам 2017-го… Думается, никак не раньше 2018-го.

И об аудите.

На итоговой конференции, посвященной государственным закупкам лекарственных средств и медицинских изделий через специализированные международные организации за средства Государственного бюджета Украины 2015-2016 гг., которая состоялась 12 декабря прошлого года представители Crown Agents, в частности сообщили:

«Для получения независимой оценки своей деятельности Crown Agents заказала аудит результатов поставок 2015 г. Исследование было проведено профессором Прашантом Ядавом, директором отдела исследований здравоохранения в Институте Уильяма Дэвидсона Мичиганского университета, США. Он является всемирно признанным исследователем, преподавателем и консультантом по вопросам управления поставками в сфере здравоохранения. Результаты исследования представлены в отчете «Оценка стоимости онкологических препаратов в Украине в 2015 г.», который размещен на сайте компании на английском и украинском языках».

Это, конечно, похвально, что компания прибегла к услугам таких авторитетных аудиторов, но логика подсказывает, что коль скоро Украина признала себя страной, неспособной производить самостоятельные закупки препаратов и медицинских изделий, то хотя бы право производить контроль медицинских миллиардов на эти нужды следовало закрепить все же за отечественными аудиторами. Не так ли?

0
Для добавления и просмотра комментариев войдите сначала на сайт с именем пользователя и паролем.

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.2%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.3%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 21%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.5%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.6%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%