Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Наверх
Курс НБУ
USD/UAH
27.40000
EUR/UAH
29.95000
RUR/UAH
0.32000
BTC/UAH
6044.1834
 

Генпланирование в Украине станет 3-летним. Почему не 5-летним, как в Китае?

Добавлено : Дата: в разделе: Блоги

Инициатива внедрения госбюджетного планирования сроком на 3 года стала хитом последнего заседания правительства 8 февраля.

Новость о том, что Кабмин одобрил новую Стратегию управления государственными финансами на 2017-2021 годы, которую представил министр финансов Украины Александр Данилюк, разлетелась по всем СМИ, правда, без конкретики даже относительно основополагающих принципов данного финуправления «по-новому». Единственное, о чем заявил министр, что принятие бюджета на 3 года «изменит политику управления госдолгом в сторону его уменьшения в среднесрочной перспективе до 60% ВВП», а «план действий в течение недели будет разослан во все органы власти». По мнению премьер-министра Владимира Гройсмана, в документе «есть конкретные шаги, которые позволят эффективно использовать миллиарды госбюджета».

Насчет экономии, время, как говорится, покажет, но что не вызывает никаких сомнений, так это умение украинских чиновников строить планы хоть на среднесрочную, хоть и на долгосрочную перспективу, форматировать их в красивые презентации, определяя, какой из пунктов плана может претендовать на финансирование Мирового банка и МВФ, а какие пригодятся для увесистости той или иной стратегии-концепции.

Взять, к примеру, медицинский сектор страны – только за последние пару лет в нем представлены «Программа реформирования медицинской отрасли «25 шагов к счастью» от Ольги Богомолец, «Национальная стратегия построения новой системы здравоохранения в Украине на период 2015 – 2025 гг.», одним из разработчиков которой был невесть куда подевавшийся экс-министр здравоохранения Александр Квиташвили, и даже у столичного мэра Виталия Кличко есть своя концепция здравоохранения «10 шагов реформирования столичной медицины».  

Уж если эскулапы медицинского госуправления в условиях крайнего недофинансирования отрасли, острейшего экономического кризиса, гиперинфляции, взлетов валютных курсов и внешних угроз могут планировать работу на 10 лет вперед, то что такое 3 года для специалистов по государственным финансам? Разве трудно будет каждому министерству умножить свои показатели на 2018 год на три и утвердить финансовый план до 2021 года? Проще простого, тем более, что за его невыполнение особо строгих санкций нет. Скажем, не пострадал же экс-премьер-министр Арсений Яценюк от того, что финансирование госпрограмм по медицине с соответствующими закупками препаратов за госсредства 2015 года, началось только в декабре 2015-го и продолжалось весь 2016 год. Возможно, подобную «эффективность» предполагает Владимир Гройсман, когда деньги, рассчитанные на один год, можно раскинуть на два, а то и на все три года.

Это, конечно, горькая ирония.

К сожалению, реальный документ под названием «Стратегия управления государственными финансами на 2017-2021 годы», который Александр Данилюк намерен разослать во все органы власти, на официальных правительственных ресурсах пока не представлен, есть только его краткая презентация, состоящая в основном из унылого пафоса в духе «гармонизированная программа на среднесрочную перспективу обеспечит устойчивый экономический рост, качественно новый уровень предоставления госуслуг, станет стимулом для дальнейших  реформ», но можно почерпнуть и полезную информацию о некоторых предполагаемых шагах власти в данном направлении. Вынесем эту конкретику. Предполагается:

1. Создать независимый орган для оценки реалистичности макропрогноза и прогноза доходов бюджета.

2. Ввести понятие «потолок расходов» и привлекать ВР к процессу бюджетного планирования ранее, чем это происходило в прежние годы.

3. Наращивать налоговый потенциал, в частности за счет налога на недвижимое имущество.

4. Разработать понятный для населения информационный справочник о главном финансовом документе под названием «Бюджет для граждан» (с указанием политических решений, которые имели наибольшее влияние на бюджет).

5. Разработать Закон Украины «О государственном стратегическом планировании».

Уже в этом году Кабмин, принявший эту Стратегию, желает увидеть от всех министерств бюджетные декларации на 2018-2020 годы с приоритетами бюджетной политики и граничными объемами расходов.

Важно напомнить, что эта «Стратегия» отнюдь не ноу-хау правительства Гройсмана. В правительстве Азарова подобный документ отличался от нынешнего одним словом: «Стратегия развития управления государственными финансами» была рассчитана на 2013-2017 гг., осуществлялась в рамках Программы экономических реформ под чудесным названием «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство". И точно так же, как и нынешняя, предполагала:

-- повышение эффективности расходов местных бюджетов путем… оптимизации сети учреждений; внедрение независимого внешнего аудита и общественного надзора за управлением местными финансами и коммунальным имуществом;

-- постепенную отмену субсидий предприятиям;

-- введение средне- и долгосрочной стратегии управления государственным долгом…

В общем, по большинству пунктов нынешняя стратегия повторяет стратегию вчерашнего «преступного режима». Даже в 3-годичности предполагаемого «генплана» нет ничего нового, поскольку азаровским документом также требовалось: «Разработать формы и инструкции по подготовке министерствами -- главными распорядителями средств государственного бюджета планов деятельности на плановый и следующие за плановым два бюджетных периода».

Интересно, что той Стратегией-2013 предполагалось использовать средства займа Мирового банка для создания информационно-аналитической системы с возможностью сопоставления державных финансовых показателей с аналогичными показателями других стран. Неизвестно, освоен ли этот транш и выделят ли нам теперь на это деньги, но пробовать, конечно, надо.

Справедливости ради отметим, что термин «трехлетнее госпланирование» не столь заезжен, как «пятилетнее», которое и сегодня практикуют такие страны, как Индия (с 1951 года), Китайская Народная Республика (с 1953 года), Вьетнам (с 1958 года), Бутан (с 1961 года), Малайзия (с 1966 года), Беларусь (с 1996 года). А список стран, прошедших через «пятилетки», куда более внушителен: начиная от Сирии и Габона, заканчивая Турцией и Южной Кореей.

 

0
Для добавления и просмотра комментариев войдите сначала на сайт с именем пользователя и паролем.

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.2%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.3%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 21%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.5%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.6%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%