Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Наверх
Курс НБУ
USD/UAH
27.40000
EUR/UAH
29.95000
RUR/UAH
0.32000
BTC/UAH
6044.1834
 

Бюджетные новации-2017: без оглядки на Конституцию и национальную безопасность

Добавлено : Дата: в разделе: Блоги

Оценки бюджетной программы правительства на 2017-й год зависят от положения тех, кто эти оценки дает.

Так, глава государства отметил, что правительство, президент, премьер-министр и парламент совместно сделали революционные шаги, беспрецедентные по усилению защиты людей труда, повысив минимальную зарплату до 3 тыс. 200 грн, подчеркнул важность повышения заработной платы для учителей и врачей, назвал бюджет-2017 "социальным, который защищает украинского производителя, работника и значительно улучшает инвестиционный климат в государстве".

А вот лидер не голосовавшей за бюджет депутатской фракции «Батькивщина» Юлия Тимошенко, напротив, считает главный финансовый документ страны «наиболее аморальным, коррупционным и антисоциальным бюджетом за последние десятилетия». Об этом она заявила сразу после ночного  бюджетного голосования 20 декабря.

«Средняя заработная плата учителя -- 4396 грн. Полицейский уже в среднем получает до 19 тыс. грн. Судья апелляционного суда -- 27 тыс. 630 грн. А, например, детектив НАБУ -- 30 тыс грн. будет получать в месяц. Наибольшую среднюю зарплату получит аппарат НАК «Нафтогаз Украины» -- 35 тыс грн, -- детализировала политик, заявив: Это -- бюджет полицейского государства, где учитель, врач, ученый ничего не значат, а значат только те, кто работает на силовые структуры».

Тимошенко также прошлась по наиболее болезненной для малого и среднего бизнеса теме, напомнив, что заложенная в бюджет-2017 минимальная зарплата в 3200 грн не только породит чреду новых сокращений, но и назвала это «очередным обманом правительства». «Реально люди на руки получат где-то 2400 грн… Высококвалифицированным работникам -- ноль доплаты», -- пояснила Тимошенко.

Зависят оценки бюджетной «состоятельности-2017» и от того, с чем ее сравнивать. И, если и. о. министра здравоохранения Ульяна Супрун спешит поделиться радостью, что медицинская отрасль получила финансирование в 88 млрд 673 млн грн, что на 18% больше по сравнению с 2016-м годом, то сравнив 2017-й с 2013-м годом, мы получим цифры, что в пересчете на валюту на здравоохранение в 2017-м заложено в 2,75 раз меньше средств, чем в 2013-м, на образование – в 2,6, на культуру -- в 2,4 раза меньше.

А «вечный оппозиционер», член комитета ВР по вопросам здравоохранения Олег Мусий утверждает, что на реформирование и развитие медицины в этом году не заложено ни копейки. «Никто даже не собирается выводить ее на новый уровень. Предусмотрено лишь сокращение и ухудшение. Наш комитет настаивал на сумме в 140 млрд грн для того, чтобы медицину можно было вывести хотя бы на элементарное развитие. Медицинский бюджет увеличен только за счет повышения заработной платы на 25%», -- отметил Мусий.

В бюджетную ночь главный финансовый документ страны был принят с еще тремя законами, круто меняющими бюджетные правила. Некоторые изменения настолько радикальны, что выходят за рамки действующей Конституции, и оппозиционные политики уже призывает «уничтожителей государственности» к ответу, заявляя, что «бюджетные законы 20 декабря», принятые депутатами Порошенко-Гройсмана-Яценюка, -- того же поля ягоды, что пресловутые драконовские законы 16 января, принимавшиеся депутатами Януковича.

Наибольшую волну возмущения вызывает закон о внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины (законопроект №5131). Уже упомянутый нардеп О. Мусий заявил, что будет инициировать его признание неконституционным. «Этот так называемый "бюджетообразующий" закон нарушает 11 статей Конституции Украины и 2 решения Конституционного Суда! Как тут не вспомнить законы 16 января?! Бюджетная децентрализация ограничилась исключительно передачей полномочий на места -- без денежного обеспечения. Это поведение, присущее шулерам!»

Опустим популистско-апокалиптический пессимизм оппозиционеров насчет уничтожения простых людей «оффшорной олигархией», замороженном уровне потребления, драконовских ставках по кредитованию, самой большой в Европе налоговой нагрузке на бизнес, но вынесем -- означенными ими и другими экспертами -- тонкие места бюджета-2017, которые чреваты самыми негативными последствиями.

1. Возложение на местные власти обязанность финансировать:

-- коммунальные счета медицинских и учебных учреждений (а с 1 января 2018 года на местные власти будут переложены полномочия по  финансовому обеспечению подготовки специалистов в государственных высших учебных заведениях I-II уровней аккредитации);

-- зарплаты отдельных категорий работников бюджетной сферы, например, технического персонала больниц, труд которых ранее оплачивался из госбюджета;

-- льготы для социально незащищенных категорий населения касательно обеспечения проезда, связи и т.д.

Вместе с тем  -- лишение органов местного самоуправления соответствующих субвенций из госбюджета.

Руководитель Главного научно-экспертного управления Аппарата ВР Украины Василий Бороденюк на этот счет замечает, что поданные документы не содержали никаких обоснований относительно финансовой состоятельности местных бюджетов надлежащим образом выполнить новые требования Бюджетного кодекса Украины. К тому же, согласно ч. 3 ст. 142 Конституции Украины, полномочия, возложенные на органы местного самоуправления в сфере осуществления указанных социальных выплат, должны сопровождаться соответствующим финансированием со стороны государства, поскольку они «возникли вследствие решений органов государственной власти».

Вопросы относительно выживания детсадов, школ и больниц в таких условиях ставятся ребром: «При таких условиях финансирования они будут иметь значительные сложности с оплатой текущих расходов, учитывая, в частности, значительное повышение тарифов на теплоснабжение, электроэнергию и прочее», -- поясняет В. Бороденюк.

Повышение же зарплат медиков на фоне отказа централизованного финансирования расходов больниц – решение, прямо скажем, соломоново. Такая постановка вопроса вызвала недоумение у Главного юридического управления ВР, ведь 49 статьей Конституции Украины установлено, что «государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания» и на статью 142 Конституции Украины, обязывающую компенсировать расходы местных бюджетов в коммунальных учреждениях (реализующих конституционные гарантии  оказания бесплатной помощи) в полном объеме.

По мнению Тимошенко, все это ведет к разрушению системы финансирования сел, поселков и городов районного подчинения. «Это делается для того, чтобы загнать их силой в «объединенные громады», -- считает она, но самое тревожное, что на местах на самообеспечение вряд ли будет хватать собственных доходов, что ведет к понятным катаклизмам. Тимошенко нагнетает, что «выплату льгот это сделает вообще невозможным… льготы для детей-инвалидов, детей-сирот, малообеспеченных семей, шахтеров и других категорий -- передали из государственного бюджета на местные бюджеты, оставив без финансирования незащищенные категории населения…» Однако на то и закреплен законопроектом №5131 государственный фонд регионального развития, куда отныне будут поступать деньги средства не только из общего, но и из специального фондов госбюджета, так что в случаях критического недофинансирования проблемы, видимо, будут решаться через центр.

Итак, в результате децентрализации, которая преподносилась, как такая, что ведет к управленческой автономии, предоставляет больше бизнес-возможностей и демократических свобод, мы получаем еще более зависимых от воли «царедворцев» региональных наместников, которые будут вынуждены регулярно бить челом, прося дополнительных финансовых траншей, дабы не доводить ту или иную область до майданных волнений. Правительство же теперь может отсылать всех униженных и оскорбленных протестовать к зданиям областных и городских администраций, которые теперь за них в ответе.

2. Нивелирование предусмотренной Конституцией модели относительно полномочий Верховной Рады вносить изменения в Госбюджет Украины. Они делегированы Кабинету Министров, который будет осуществлять перераспределение бюджетных назначений своими решениями, а комитет ВР по вопросам бюджета наделен полномочиями согласовывать эти решения Кабмина.

Замглавы Главного юридического управления ВР Владимир Милованов указал на «внеконституционность» такого подхода. По его мнению, это нарушает статьи 6, 75 и 84 Конституции Украины, и важнейшие финансовые решения теперь будут приниматься без одобрения участия «депутатского большинства» (минимум -- 226 нардепов), что несет понятные коррупционные риски. Кроме того, комитеты Верховной Рады Украины не наделены самостоятельными полномочиями по согласованию решений Кабинета Министров, а осуществляют законопроектную работу и действия вспомогательного (информационного, экспертного, аналитического и тому подобное) характера.

3. Резкое сокращение госзаказа на рабочие специальности. В Бюджетном кодексе отсутствуют четкие критерии квалификации профессий, имеющих «общегосударственное значение». А государственный заказ на подготовку квалифицированных рабочих в профессионально-технических училищах с 2017 года будет распространяться на профессии общегосударственного значения, перечень которых должен утверждаться Кабмином Украины.

Эксперты Ассоциации городов Украины констатируют значительное уменьшение государственного заказа от предыдущего (на 73%), что является крайне негативной тенденцией. В 2015 году в данный перечень было внесено 86 названий (из 415), что составило 20 % от общего количества профессий, в конце 2016 года в правительственном проекте об утверждении такого перечня внесено лишь 24 названия, в частности такие профессии, как тракторист-машинист, швея, монтажник...

Научно-экспертное управление Аппарата ВР поставило под сомнение сам термин «профессия общегосударственного значения», а в Бюджетном кодексе вообще отсутствуют четкие критерии квалификации профессий, имеющих общегосударственное значение, что допускает произвольное их толкование Кабмином, обуславливает высокую изменчивость такого перечня, а значит нестабильность финансирования подготовки кадров.

Кроме того, в случае отсутствия в местных бюджетах средств на содержание непедагогического персонала учебных заведений (а удельный вес лаборантов, библиотекарей, психологов, поваров, техничек составляет 25%) органы местного самоуправления вынуждены будут проводить сокращения и увольнения.

4. Ограничение на объем государственного долга поднято с 60 до 90% от ВВП

«Раньше в бюджетном кодексе было ограничение: не более 60% от ВВП можно наращивать государственный долг. Они сняли это ограничение и поставили на следующий год размер государственного долга, который практически равен ВВП. Это -- на грани дефолта и банкротства государства, это угроза национальной безопасности», -- пояснила лидер "Батькивщины".

Действительно, отдавать долги в размере 90% от «заработанного» -- участь, прямо скажем,  «лузерская», за которой идет расплата имуществом. К тому же в этом повышении, конечно же, продиктованном международными кредиторами, рекомендации которых стабильно выполняются реформаторами Яценюка-Гройсмана, заключена и степень их веры в «успех» экономических преобразований.

0
Для добавления и просмотра комментариев войдите сначала на сайт с именем пользователя и паролем.

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.2%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.3%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 21%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.5%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.6%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%